Храм во имя Казанской иконы Божией Матери г. Иваново - 19 января - Крещение Господне или Богоявление
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

19 января - Крещение Господне или Богоявление

        Крещение Господне или Богоявление

       Богоявлением настоящий праздник называется потому, что при
Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица, о чем сохранились
чрезвычайно яркие евангельские свидетельства (см.: Мф. 3: 13–17;
Мк. 1: 9–11; Лк. 3: 21–22; Ин. 1: 33–34). Бог Отец глаголал с небес о
Сыне, Сын крестился в священной реке Иордане от святого Предтечи
Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Бог Свет
явился просветить «сидящих во тьме… и тени смертной» (Мф. 4: 16) и
спасти по благодати падший человеческий род.
       Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи
со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет
решительное и полное начало этого служения. Крещение Господне в
деле искупления человеческого рода имеет большое спасительное
онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным
оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого
естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение.
Крещение Христа в водах Иорданских, таким образом, имело не только
значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее
действие на естество человеческое. Крещение Христа Спасителя явилось
фактически предызображением и основанием данного после Его
Воскресения и Вознесения благодатного способа возрождения водою и
Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь показывает Себя Основателем
нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти
без Крещения (см.: Мф. 28: 19–20).
       Трикратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве
Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды –
приобщение тридневному Его Воскресению.
       При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное
Богопочитание, была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности
Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение
Пресвятой Троице.
       Крестившись от Иоанна, который затрепетал от просьбы Христа,
Господь исполнил «правду», то есть верность и послушание заповедям
Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить
народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был
исполнить эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим
Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на
вечное время дал пример смирения и послушания воле Божией.   
 

       Богоявление входит в число великих двунадесятых праздников. 
Он в Православной Церкви совершается с величием, равным Рождеству Христову. В сочельник Богоявления 18 января (как и в сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: дозволяется принятие пищи дважды – еще и после литургии.

 

Чин великого освящения воды

        Воспоминание иорданского события Церковь ежегодно обновляет чином великого освящения воды, которое осуществляется (в случае, если служится литургия святого Василия Великого) после заамвонной молитвы. Если вечерня совершается обособленно, чин положен на ее окончание: после возгласа «Буди держава» священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды. Оно совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы). Благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения оглашенных, которое в древности совершалось в навечерие Богоявления. В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя.
       Данный чин получил свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV–V веках практиковался лишь в ней одной: по обычаю, все выходили на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя: «Вот настал и этот с томительным нетерпением ожидаемый момент крестопогружения. Вся толпа дружно подхватывает пропетый духовенством тропарь праздника и, не дожидаясь троекратного погружения креста в воде, начинает быстро погружаться в священные струи, пить их пригоршнями и наполнять ими свои фляжки, бутыли, кувшинчики и прочее, захватывая из под ног своих со дна реки на память и ее камешки»; «посредине храма Воскресения для этого водосвятия готовится продолговатый возвышенный помост… Посредине помоста ставится на возвышении в несколько ступенек водосвятный стол, покрытый пеленой и убранный большим воздвизальным крестом с частицей Животворящего Древа Господня, иконами, рипидами и подсвечниками. Под сенью этих святынь ставятся три серебряных сосуда, наполненные водой». Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в навечерие совершается в храмах, а на праздник оно обычно происходит на реках, источниках и в колодцах – в так называемых иорданях, ибо Христос крестился вне храма. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал святитель Прокл Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается святителю Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже Тертуллиан и святитель Киприан Карфагенский. В Постановлениях апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Во второй половине V века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1667 года узаконил совершение двукратного водоосвящения – в навечерие и в праздник Богоявления. Последование великого освящения воды как в навечерие, так и в самый праздник, естественно, одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паремии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектении и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня. В навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник (а не аналой с иконой), перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на «Слава, и ныне») кондак праздника. Свеча символизирует свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении. После этого молящиеся прикладываются ко кресту, и священник окропляет каждого святой водой.

Иконография праздника

       Событийная усложненность праздника, его значительная догматическая составляющая повлияли на то, что изображения Богоявления, появившиеся уже в первые века христианства, запечатлевали не только Крещение Спасителя во Иордане от Иоанна Предтечи, но, прежде всего, явление миру воплотившегося Сына Божия как Одно из Лиц Святой Троицы, о Котором свидетельствуют Отец и Святой Дух, сошедший на Христа в виде голубя.
       В ранних христианских памятниках IV–V столетий, таких как ампулы Монцы, мозаики одного из баптистериев в Равенне, плакетка с трона архиепископа Максимиана, крещаемый от Предтечи Христос представлялся молодым безбородым юношей. Однако в дальнейшем, в соответствии с церковным преданием, всеобщее распространение получит изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте.
       Несмотря на то, что главным источником иконографии события Богоявления являлось Евангелие, на свидетельстве которого основаны описания Крещения в апокрифах, образы праздника содержали элементы, заимствованные не из повествования святых евангелистов. Так, следуя античным изобразительным приемам, в сцены Крещения изографы помещали персонификацию реки Иордан – седовласого старца, сидящего, как, например, в мозаике купола арианского баптистерия, на берегу или находящегося в самой реке, вместе с олицетворением моря в виде уплывающей женщины.
       Кроме того, Евангелие не сообщает о присутствии при Господнем Крещении ангелов, хотя их фигуры в разном количестве, начиная с VI–VII веков, всегда изображаются стоящими на противоположном от Иоанна Предтечи берегу Иордана, обычно занимая правую часть композиции.
       Над находящимся в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь – символ Святого Духа, лучи троичного света, а также благословляющая десница Всевышнего, означающая «жест речи» – глас с небес (роспись в монастыре Дафни под Афинами, вторая половина XI в.). Тем самым акцентируется момент явления Божества, теофании.
       С течением времени на иконах, мозаиках, книжных миниатюрах и прочем появляется большее количество деталей: на берегу Иордана представлены раздевающиеся люди, ждущие своей очереди креститься; иногда на воде изображается крест, слияние потоков Иора и Дана и т.д. (церковь Спаса на Нередице, Новгород, 1199; монастырь святой Екатерины на Синае; псковские храмы, первая половина XIV в.)[11].
       Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и Иоанна Предтечи, который возлагает десницу на главу Христа, что коррелирует с Евангелием и гимнографией праздника (иконы из Сергиево-Посадского музея-ризницы и Софийского собора, XV в.).
       В русских памятниках XVI–XVII столетий, несмотря на запрещение церковными Соборами изображать Бога Отца, в Богоявлении в сегменте неба часто присутствует фигура Саваофа. И обычно из Его уст выходит луч, в котором изображен в виде голубя Святой Дух. 
 
По материалам сайта: 
http://pravera.ru/


Назад к списку