Новости
- Праздник Казанской иконы Божией Матери
- 02 Ноябрь 2024
- Ковчег с частью мощей свт. Феофана Затворника, епископа Вышенского
- 16 Июнь 2024
История Свято-Казанского храма града Иваново-Вознесенска
В середине ХVII века в Русской Православной Церкви произошел раскол. Часть русского общества не приняла реформы патриарха Никона, заключавшиеся в исправлении богослужебных книг и некоторых изменениях в обрядах. Фактически старообрядцы выступили против централизации церкви, усиления патриаршей власти и западного влияния в России. Большой Московский Собор 1667 года официально закрепил раскол, и старообрядцы, которые подвергались гонениям, переселялись в более удаленные местности, в том числе в Поволжье. Село Иваново еще в ХVII веке стало одним из центров старообрядчества.
В 1787 году талантливый крестьянин Осип Степанович Соков, изучив технологию отделки тканей на английских мануфактурах в Шлиссельбурге, вернулся в Иваново и выстроил на берегу Уводи кирпичные набойные корпуса. С его именем связано начало ситцепечатания в нашем крае. Ситцы, произведенные О. С. Соковым, превосходили местную продукцию, однако мануфактура просуществовала всего 13 лет. В 1801 году, после смерти О. С. Сокова, фабрика перешла к его брату Андрею, который также вскоре умер. Их наследник С. М. Соков продал здания мануфактуры крестьянину Михаилу Ивановичу Ямановскому, который был главой местной старообрядческой общины.
В 1810 году по проекту архитектора Я. Я. Маричелли набойные корпуса, пожертвованные М. И. Ямановским общине, перестроили в молитвенный дом старообрядцев поповского согласия. К помещению с восточной стороны пристроили алтарь. В западной части здания на третьем этаже разместились комнаты богадельни.
С 1811 по 1817 годы старообрядцы писали прошения во Владимирскую духовную консисторию с разрешением освятить здание в церковь и иметь священника из старообрядческих монастырей, расположенных на реке Иргиз. Прошения были подписаны всеми купцами села Иванова, однако эти просьбы не были удовлетворены. Более того, в 1830-е - 1840-е годы вставал вопрос о закрытии молитвенного здания, которое тогда функционировало как часовня. В этот период многие старообрядцы, в том числе и М.И.Ямановский, перешли в единоверие.
До 1860-х годов богослужения совершались священниками, тайно приезжавшими из старообрядческих скитов. После создания в 1846 г. Белокриницкой иерархии, а через семь лет - Московской старообрядческой архиепископии, старообрядческие епископы стали рукополагать в священники местных жителей.
В 1901-1903 годах молитвенное здание отремонтировали и освятили во имя Святой Троицы. После Указа 17 апреля 1905 года старообрядцы получили равные права с православными. Через два года молитвенный дом, не имевший главы и креста, реконструировали в церковь. Над храмовой частью здания по проекту П. Г. Бегена надстроили высокое чердачное помещение, увенчанное пятиглавием.
Храм освятили во имя иконы Казанской Божьей Матери, святителя Николая и Святой Троицы. На следующий год была официально учреждена Казанская старообрядческая община. В 1910 году, к столетнему юбилею, храм окружили оградой с металлическими решетками, а над проездными воротами устроили оригинальную звонницу, в оформлении которой сочетались мотивы древнерусской архитектуры и стиля модерн. Автором проекта был ивановский архитектор А. Ф. Снурилов, а строилась звонница на средства старосты церкви, купца Н. И. Куражева.
К великой скорби верующих, в лихие богоборческие времена храм был полностью разорен, один из красивейших иконостасов России был поруган и уничтожен в пламени огня, низвергнуты кресты и колокола.
Решением президиума Ивановского облисполкома 4 февраля 1930 года церковь закрыли "принимая во внимание острую нужду в жилых помещениях в городе в связи с предстоящим выселением граждан из домов, намеченных к сносу с участков, предоставленных под новое капитальное строительство и полную возможность приспособления старообрядческой церкви под жилье не менее 150 человек".
Общине верующих, которая "в большинстве своем объединяет не рабочих, а служащих, кустарей, торговцев, то есть "нетрудовой элемент", предложили перейти в неотапливаемый придел Благовещенской церкви, куда перенесли старинные иконы и облачения. В июне 1930 года Казанскую церковь "ликвидировали" еще до официальной санкции комиссии по вопросам культа при Президиуме ВЦИК, куда старообрядцы направили жалобу на самоуправство местных органов власти. Переписка комиссии с Ивановским облисполкомом продолжалась еще два года. За это время в Казанской церкви открыли клуб милиции, остальное помещение приспособили под жилье, т.н. «каморки», перекрыв общее пространство храма тремя этажами.
В послевоенное время, в конце сороковых годов прошлого века здание было намечено к сносу "… в связи с проводимой перепланировкой города, и производящимся строительством учебных заведений". Церковь, к счастью, уцелела, однако сломали ограду, звонницу и церковные главы. Металлические решетки ограды, изготовленные на московском заводе П. Н. Шабарова, перенесли к зданию школы на улице Рабфаковской. Долгое время церковь использовалась как жилой дом.
Не зря Казанская икона Пресвятой Богородицы на протяжении столетий была покровительницей града Иваново-Вознесенска и всех живущих в нем. Милостивым ее заступлением в 1991 г. в одном из помещений храма возобновлены богослужения.
14 ноября 1991 г. настоятелем храма был назначен иерей Анатолий Анисимов (ныне Августин (Анисимов) епископ Городецкий и Ветлужский).
16 февраля 1993 г. настоятелем храма был назначен иерей Василий Львов (+05.01.2015) и 19.08.1993г. храм посетил и благословил святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Его святейшество лично от начала до конца пропел тропарь "Заступница усердная" и приложился к Евангелию и Престолу. Святейший Владыко благословил клир храма и всех прихожан молиться о возвращении всего здания в лоно церкви. Соборная молитва была услышана Господом и Пресвятой Богородицей и в 1995г. все здание было передано Ивановской епархии.
Храм по благословению архиепископа Амвросия получил дополнительные помещения. На втором этаже был заново сформирован внутренний алтарь и притвор храма, церковная лавка, трапезная, пристроена колокольня, вход в храм, паперть, дополнительные двухэтажные архитектурные пристройки по обе стороны от входа в храм. В самом храме был поставлен иконостас, а благодетели прихода пожертвовали для храма старинные намоленные иконы.